Мультизональные системы VRF с каждым годом становятся всё популярнее, в то время как процент покупки чиллеров постепенно снижается. Для того, чтобы разобраться, почему так происходит, рассмотрим особенности конструкции и эксплуатации обоих типов оборудования, сравним их по производительности и экономичности.
Мультизональные системы VRF с каждым годом становятся всё популярнее, в то время как процент покупки чиллеров постепенно снижается. Для того, чтобы разобраться, почему так происходит, рассмотрим особенности конструкции и эксплуатации обоих типов оборудования, сравним их по производительности и экономичности.
Особенности конструкции чиллеров и VRF
Чиллеры и VRF имеет схожую конструкцию: состоят из одного или нескольких наружных блоков, которые соединяются в одну холодильную систему с несколькими внутренними блоками различного исполнения при помощи трубопровода или фреонопроводов чиллеров. Внутренние блоки называются фанкойлами.
Несмотря на внешнее сходство, системы имеют существенные отличия.
- Трассы трубопроводов мультизональных систем более компактные, так как хладагентом у них выступает фреон. У чиллеров хладоноситель — холодная вода, а в зимний период раствор гликоля (в зависимости от температуры внешней среды).
- Внутренние блоки VRF меньше, чем внутренние блоки чиллеров.
- Вся система VRF — это единый фреоновый контур. Во внешнем блоке находятся компрессор, конденсатор и терморегулирующий вентиль (ТРВ), а во во внутренних — испарители. Чиллеры имеют двухконтурную конструкцию, где одним из основных элементов является пластинчатый теплообменник фреон вода, компрессор, конденсатор, испарители и ТРВ. Данные элементы располагаются в наружном блоке, а водяной контур выведен отдельно во внутренние. Поэтому, чтобы обеспечить циркуляцию и охлаждение хладоносителя, необходимы дополнительные элементы и узлы (насосные станции, теплообменник, расширительные баки и элементы автоматики).
Таким образом, VRF-системы имеют более простую конструкцию, что значительно снижает вероятность поломки оборудования. Они стоят дешевле, но требуют присутствия специально обученных сотрудников для монтажа и дополнительного обслуживания.
Особенности эксплуатации
Мультизональные системы, в отличие от чиллеров, имеют ограничения по длине и перепадам высот, поэтому на высоких объектах установить их будет проблематично. Но и из этого положения есть выход.
Например, инженеры из ОАЭ, чтобы обеспечить кондиционирование помещений в небоскребе, разделили общую систему VRF на отдельные гидравлические циркуляционные кольца. Они сделали отдельные балконы на каждом этаже и монтировали на них внешние блоки и теплообменники.
VRF, разделенная по такой схеме имеет массу преимуществ:
- Можно монтировать на здания любой высоты.
- Давление распределяется по всей системе равномерно.
- Вертикальные переходы отсутствуют, а трубопроводы имеют минимальную протяженность, так как здесь каждой системе — один этаж. Благодаря этому эффективность VRF становится максимальной.
Несмотря на то, что длина и высота чиллерных систем не ограничена, их энергоэффективность примерно в два раза хуже. Это объясняется большим количеством дополнительных элементов и насосов, которые потребляют много электроэнергии (за исключением чиллеров инверторного типа).
Производительность мультизональных и чиллерных установок
На производительность обеих систем влияют два фактора.
Температура воздуха в помещении, где находятся внутренние блоки. Вместе с её падением, будет уменьшаться и общая продуктивность установок. Но у VRF темпы снижения будут почти в два раза медленнее, чем у чиллерных систем.
Протяженность трубопроводов, которые передают холод к внутренним блокам: с ростом протяженности падает производительность наружного блока. У мультизональных установок это связано с тем, что при увеличении длины трассы, система начинает сокращать расход хладагента. Чиллеры регулировать производительность при помощи сокращения расхода хладагента не могут, но здесь увеличивается количество энергии, которое нужно потратить, чтобы нагреть хладоноситель и компенсировать потери. Это тоже негативно сказывается на продуктивности установки. Если сравнивать снижение продуктивности VRF и чиллеров на коротких трассах до 50 м, у первых она будут почти в два раза меньше. Поэтому для сложных магистралей с ответвлениями, протяженностью более 100 м, рекомендуется выбрать чиллеры.
VRF-системы обладают более широкими функциональными возможностями в режиме нагрева, а также меньше шумят.
Экономичность чиллеров и VRF
Причин, по которым выигрывают мультизональные системы, три:
- Более низкая стоимость, независимо от производительности, даже с учетом «расходников» и затрат на монтаж.
- Цена комплектующих для мультизональных систем составляет около 15% от стоимости всего оборудования, у чиллеров — 25-30%. Это объясняется меньшим диаметром воздуховодов VRF, а также тем, что блоки VRF поставляются в виде элементов, которые полностью готовы для монтажа. Чиллерные установки требуют большого количества дополнительных расходников — краны, фильтры, баки, вентили и т.д.
- Небольшая стоимость монтажных и пусконаладочных работ — 10-20% от цены на VRF, так как модульное оборудование проще устанавливать и обслуживать. Установка и настройка чиллеров обойдется дороже — более 15-30% от их стоимости.
Таким образом, мультизональные системы — более эффективное и менее затратное решение для проектирования системы кондиционирования в зданиях требуемой холодопроизводительностью не более 350 - 400 кВт.
В каталоге «ВентЭксперт» представлен огромный ассортимент чиллеров и мультизональных VRF-систем. Звоните +7 (4852) 68-00-61, менеджеры проконсультируют вас по наличию, стоимости, а также помогут выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из особенностей объекта.